Речь пойдет о том, на что все пассажиры согласились, пользуясь приложением Uber. Держу пари, что устанавливая приложение и создавая аккаунт, эти правила прочел максимум один человек из ста. И в этом часто кроется корень всех бед и недовольств. В общем, читайте: это точно будет полезно знать.

Сами правила можно почитать по ссылке: Условия пользования Uber в Украине

Здесь же я приведу лишь самые интересные (по моему мнению, конечно) моменты. Приступим.

Первое: Uber просит большими буквами каждого пользователя: ОЗНАЙОМТЕСЯ З ЦИМИ ПРАВИЛАМИ, ПЕРШ НІЖ ОТРИМАТИ ДОСТУП ДО ПОСЛУГ АБО КОРИСТУВАТИСЯ НИМИ.

Вы ознакомились? Ну вот... Я так и знал.

Второе: пассажир пользуется приложением и взаимодействует с Uber. Многие даже не задумываются, кем же является компания Uber. Большинству достаточно держать в голове мысль о том, что Uber - это название какого-то такси. Всё. Но это не так.

Кем же на самом деле является Uber?

Читаем условия: Uber B.V., приватна компанія з обмеженою відповідальністю, розташована в Нідерландах за адресою Mr. Treublaan 7, 1097 DP, Amsterdam, the Netherlands і зареєстрована в Торговельній палаті Амстердама за номером 56317441 (Uber).

То есть, Uber - это юридическое лицо, зарегистрированное в Нидерландах. Запомнили.

Третье: пользуясь приложением, Вы автоматически соглашаетесь на все условия Uber. Это тоже написано в самом начале правил: Отримуючи доступ до Послуг і користуючись ними, ви погоджуєтеся з цими Умовами, які становлять угоду між вами та компанією Uber. Якщо ви не погодитеся з цими Умовами, ви не отримаєте доступу до Послуг або не зможете користуватися ними. Это означает автоматическое согласие на все условия, включая тарифы, систему определения стоимости поездки, правила взаимодействия с водителями, систему разрешения споров, систему рекламы и маркетинга, а также согласие на тысячу других понятных и непонятных штук, придуманных Uber. Если Вы с чем-то не согласны - удаляйте приложение, 838 набирайте, такси приедет - так и знайте.

За что пассажиры платят в Uber?

Ответ, вроде бы, напрашивается сам собой. Но не спешите. Если кто-нибудь скажет, что он платит Uber за поездки или перевозки, то немного ошибется. Uber - не транспортная компания. И не оказывает услуг перевозки. Но свои деньги пассажиры платят именно в Uber. Что же они покупают?

А ответ такой: действительно пассажир оплачивает услуги. Но эти услуги - это услуги стороннего перевозчика/подрядчика/фрилансера. Сама же компания Uber предоставляет исключительно информационные услуги. Читаем правила:

Послуги – це технологічна платформа, яка дає змогу користувачам мобільних додатків Uber або веб-сайтів Uber, передбачених умовами надаваних Послуг (окремо іменовані «Додаток»), організовувати й планувати перевезення та/або надання логістичних послуг за участі незалежних сторонніх постачальників таких послуг, зокрема незалежних сторонніх транспортних компаній і незалежних постачальників логістичних послуг, відповідно до угоди з Uber, або її афілійованими особами («Незалежні постачальники»). Якщо компанія Uber не уклала з вами окремої письмової угоди, Послуги надаються вам винятково для вашого особистого, некомерційного використання. ВИ ВИЗНАЄТЕ, ЩО КОМПАНІЯ UBER НЕ ЗАБЕЗПЕЧУЄ ЗДІЙСНЕННЯ ПЕРЕВЕЗЕНЬ АБО НАДАННЯ ЛОГІСТИЧНИХ ПОСЛУГ І НЕ ВИКОНУЄ РОЛЬ ТРАНСПОРТНОЇ КОМПАНІЇ, І ТАКІ ПЕРЕВЕЗЕННЯ АБО ЛОГІСТИЧНІ ПОСЛУГИ НАДАЮТЬСЯ НЕЗАЛЕЖНИМИ СТОРОННІМИ ПІДРЯДНИКАМИ, ЯКІ НЕ Є СПІВРОБІТНИКАМИ КОМПАНІЇ UBER АБО ЇЇ АФІЛІЙОВАНИХ ОСІБ.

Но деньги пассажиров, принимает, все-таки, компания Uber, которая является агентом, действующим от имени перевозчика/фрилансера/подрядчика на основании некоторых других договоров. В качестве платы за пользование своей платформой, позволяющей найти стороннего исполнителя/подрядчика/перевозчика, дабы решить логистический запрос пассажира, Uber взимает комиссию в размере 25% от суммы, которую заплатит пассажир. Эту комиссию Uber взимает именно с водителя.

И вот в этом месте вовсе необязательно кричать что-то типа "я - пассажир, я плачу деньги за то, чтобы меня перевезли из точки А в точку Б, и мне все равно, что там дальше". Мой ответ таким людям один: вы неправы в своем отрицании. И тут без вариантов. С чем-то несогласны - удаляйте приложение. А уж если присоединились к системе, то соблюдайте правила, по которым она работает.

Итак, запомнили главное: Uber - не транспортная компания, не перевозчик, не служба такси, не информационно-диспетчерская служба (хотя отдаленно похоже). Uber - это компания, которая взимает плату за пользование своей собственной системой поиска независимых перевозчиков, подрядчиков или других исполнителей. А также принимает от имени водителей плату за поездки. Именно Uber устанавливает правила пользования своей системой. Не закон, не постановление Кабмина, не указ министра, замминистра, помощника замминистра и т.п. Понятно, что чиновникам очень хотелось бы "причесать" Uber под себя, приравняв его к такси или перевозчику, но это все равно не так. И точка. Надо уметь пользоваться законами, господа. И, будучи юристом, отлично Uber в этом понимаю.

Ок. Кто может быть пассажиром в Uber?

Правила устанавливают следующее: Ви можете зареєструвати Обліковий запис, якщо вам виповнилося принаймні 18 років або ви досягли повноліття у своїй юрисдикції (якщо воно настає раніше). То есть, речь идет о совершеннолетних людях. Согласно со статьей 30 Гражданского кодекса Украины, в Украине совершеннолетие наступает при достижении лицом 18 лет.

Исключения из этого правила - спорны и на практике встречаются очень нечасто. Поэтому водители имеют полное право отказывать в поездке пассажиру, которому менее 18 лет, в случае отсутствия сопровождения таких лиц совершеннолетними.

Также Uber запрещает передавать свой аккаунт третьим лицам. И предупреждает об ответственности за все действия, которые будут совершены третьими лицами с использованием Вашего аккаунта. То есть, вызвали авто для друга - будьте готовы нести ответственность перед Uber и водителем за его действия.

Еще одно правило Uber, о котором Вы не знаете

Звучит оно так: Використовуючи Послуги, ви зобов’язуєтеся не створювати незручності, занепокоєння, ускладнення або матеріальні збитки ні Сторонньому постачальнику, ні будь-якій іншій стороні. Уделите этому внимание. Неудобства, беспокойства, усложнения или материальный ущерб. Во всем цивилизованном мире эти правила уважают. Избегайте, например, создания неудобств при парковке, при ожидании, не причиняйте беспокойств и не создавайте усложнений при поездке. О материальном ущербе вообще молчу.

Не стоит ставить точку посадки на оживленном перекрестке, где водитель даже не сможет остановиться. Не стоит заставлять водителя ждать больше, чем это определено правилами. Всё это давно предусмотрено правилами Uber и на любые случаи злоупотреблений есть достаточно вариантов адекватной реакции водителей и системы.

Важно помнить: Uber - не такси. Не стоит звонить водителю с предложением "постоять полчаса с включенным таксометром". А если вдруг действительно возникнет необходимость, чтобы водитель Вас подождал, и это увеличит тариф, то не стоит впоследствии спорить о сумме. Ведь сумма просчитывается автоматически системой.

Также важно помнить, что водитель в Uber - не таксист. В 90% случаев он просто фрилансер, который решил получить немного денег в обмен на своё время, помогая решить Ваши логистические вопросы. То есть, такой же человек, как и Вы. Только со свободным автомобилем и временем.

Поэтому уважайте время и личное пространство водителя. Это как Отче наш.

Некоторые аспекты ответственности пассажиров Uber

Я хочу сказать о самом часто встречаемом. Правила говорят следующее: Під час використання Послуг ви несете відповідальність за оплату ремонту після пошкодження транспортного засобу й майна Стороннього постачальника або за витрати, понесені через чищення транспортного засобу або майна, які перевищують витрати на звичайне чищення або усунення наслідків звичайного використання.

То есть, вызвали авто к бару для своего сильно выпившего товарища, он испортил салон, водитель обратился в Uber, деньги за чистку списали с Вас. Без обид. И пусть такие случаи бывают не очень часто, но в этом плане система работает хорошо.

За что Uber не отвечает?

Есть очень много таких вещей) На самом деле Uber не отвечает почти ни за что, снимая с себя ответственность за любые виды убытков и ущерба, включая прямые, непрямые, фактические, опосредованные, непредвиденные и прогнозируемые, случайные и т.д. Полный перечень - читайте в правилах.

Опоздали на встречу, поцарапались при выходе из машины, порвали любимые колготки - это не повод жаловаться. И Вы сами на это согласились, используя приложение Uber.

Также Вы согласились на то, что размер максимальной полной ответственности компании Uber в связи с полученными Вами услугами не может превышать 500 евро.

Я подам на вас в суд! Пожалуйста - подавайте.

Все споры с Uber или другими участниками процесса рассматриваются... в Амстердаме. По законодательству Нидерландов. И еще... Рассмотрению любого спора должна предшествовать специальная процедура досудебного урегулирования (дней 60-90 обмена взаимными претензиями и возражениями, в соответствии с Примирительным регламентом Международной торговой палаты). Наверное, о подобном Вы никогда в жизни не слышали. Ну и да, Вы сами на это согласились.

Просто знайте, что система Uber работает именно так. И не надо пытаться с ней бороться. Здесь вряд ли "кум в суде или прокуратуре поможет порешать". Хватит уже. Меняйтесь. Уважайте правила Uber и будет всем счастье. Ну или не пользуйтесь, если вдруг что-то не нравится.