Вопрос реформирования сферы нерегулярных пассажирских перевозок уже давно обсуждается многими экспертами. И как минимум уже полтора года существует в плоскости законодательной инициативы.

Чтобы никто не запутался: законодательная инициатива - это не законопроект. Если законопроект - это вполне реальный проект документа (закона), то законодательная инициатива - это желание урегулировать определенный круг вопросов законом. Это инициатива разработать и подать на рассмотрение ВРУ законопроект.

Так вот: судя по всему, через какое-то время законодательная инициатива таки может вылиться во вполне реальный законопроект. А этот законопроект вполне сможет стать законом, регулирующим нашу с Вами сферу: сферу пассажирских перевозок.

Что же хотят урегулировать?

Ответ простой: правил нет, нужны правила. Любой бизнес, инвестирующий деньги в рынок, хочет наличия на рынке прозрачных и общеобязательных правил, которые бы прогнозируемо действовали для всех игроков сферы одинаково.

Некоторые до сих пор называют эту сферу "Такси". Но это не совсем правильно. Так как сам термин "такси" бесконечно устарел и утратил свою актуальность для нас, хотя еще три-четыре десятка лет назад был очень даже рабочим.

История такси достаточно интересна. Но не очень богата на эволюционные изменения. Со времен царского режима такси особо не видоизменилось. Разве что постепенно извозчики на автомобилях вытеснили извозчиков на лошадях, а в самих автомобилях стали появляться механические таксометры.

В том же виде, в котором оно существует в голове большинства людей в Украине, такси появилось примерно в 60-х годах прошлого века. Вместе с послевоенными "Победами". И еще до недавнего времени такси практически никак не менялось.

Кстати, в существующий закон "Об автомобильном транспорте" такси перекочевало в том же "советском" виде.

Таксі - це легковий автомобіль, обладнаний розпізнавальним ліхтарем оранжевого кольору, який встановлюється на даху автомобіля, діючим таксометром, сигнальним ліхтарем із зеленим та червоним світлом, розташованим у верхньому правому кутку лобового скла, і який має нанесені композиції з квадратів, розташованих у шаховому порядку на дверцятах автомобіля з лівого та правого боків, призначений для надання послуг з перевезення пасажирів та їхнього багажу в індивідуальному порядку.

Но эта формулировка реально уже давно не способна решать потребности рынка. Ведь флёр тех времен, когда автомобиль был далекой и недоступной роскошью, давно прошел. В то время таксисты были в некотором понимании элитой. Сейчас же автомобили есть у многих. И для того, чтобы перевозить пассажиров, зарабатывая на этом деньги, достаточно несложной регистрации в каком-нибудь приложении.

Что нужно пассажирам?

Если разобраться, то главными ценностями пассажиров при поездке являются надежность и безопасность. Но разве может их обеспечить простое наличие оранжевого фонаря на крыше или механического таксометра? Или, может быть, шашечки на дверях? Конечно же, нет. И оставим с миром тех, кто до сих пор воюет за эти символы ушедшей эпохи, создавая ассоциации, конфедерации и прочие инсинуации, единственным интересом которых является желание подольше остаться возле кормушки, управляя раздаванием лицензий и разрешений.

Для рынка намного важнее надежность, безопасность, простота и прозрачность. И поэтому я очень жду законопроекта в сфере перевозок.

Пофантазируем?

За пару лет я насобирал несколько тезисов, которыми можно охарактеризовать вектор изменений в сфере нерегулярных пассажирских перевозок автомобилями. Поделюсь ими с Вами.

  • По моему мнению, будущий законопроект может полностью упразднить такое понятие как такси. Заменив его чем-то простым и понятным. Типа "Автомобиль, используемый для перевозок пассажиров". Ведь на самом деле неважно, есть ли фонарь или шашечки на машине. Смысл ведь не в этом.
  • Скорее всего, будет отменена лицензия на такси и на нерегулярные пассажирские перевозки.
  • Вместо лицензии любой водитель сможет достаточно недорого приобрести право на занятие пассажирскими перевозками. Некоторые называют это "токеном". Его годовую стоимость могут привязать к размеру минимальной заработной платы. Это явно дешевле, чем становиться ФЛП и платить ЕСВ + единый налог для выбранной группы. 
  • Плата за токен будет эквивалентом налога, который сейчас государство не получает. Это примерно как рыболовный билет. Каждому по карману. И покупаешь только тогда, когда идешь на рыбалку.
  • Должно появиться обязательное страхование пассажиров во время действия токена.

Что это изменит?

  • Это даст возможность легализироваться многим водителям, которые заняты в сфере перевозок.
  • Это даст защищенность и гарантии для пассажиров.
  • Это позволит собирать деньги в том месте, где бюджет их никогда не собирал.
  • Это создаст понятные условия для инвестиций, а значит создаст рабочие места.

Всё ли прямо так ажурно?

Вряд ли) Мы ведь в Украине. Здесь очень многие очень хорошие инициативы на стадии реализации превращаются в говно летучих обезьян. Но попробовать явно стоит.

Из неопределенных для меня моментов остаются серьезные коллизии упомянутых тезисов с существующим Налоговым кодексом. Ведь нелогично для каждой категории людей, занятых в сфере услуг (в частности, для перевозчиков), создавать отдельную группу налогообложения со своими особенностями. Можно, но нельзя. В том смысле, что если сделать отдельную группу для перевозчиков, то в тот же день выстроится очередь из рестораторов, курьеров, писателей и прочих, требующих для себя такую же отдельную группу и годовой токен.

Ну и не стоит забывать о вечном желании некоторых лиц строить огромные схемы обналов с использованием льготных групп налогообложения. Там где есть упрощенка, там всегда допускается возможность оптимизации налогов. Этот вопрос надлежит очень хорошо обдумать и исключить такую возможность.

Впрочем, я всегда стараюсь видеть хорошее. Даже там, где оно маловероятно. Надеюсь, в этот раз именно так и произойдет.