Субъективно я плохо отношусь к различного вида постам с трешевыми фотками. Особенно, на тему Uber. ДТП, кровь, грязь, обвинения и прочее. Потому что имею некоторое представление о сути таких постов, о назначении, причинах и механизме их появления.

Единственная причина, по которой первоисточник создает такой пост, это деньги и/или влияние. Других причин нет. Первоисточник - это какой-нибудь паблик в соцсетях или канал-рупор СМИ, работающий на коммерческой основе в чьих-либо интересах.

А уже потом люди делятся таким постом совсем по другим причинам. Основная из них - это страх. И первоисточник, создающий трешевый пост, рассматривает людей лишь как аудиторию. С ее количественными и качественными показателями. Это как электорат - люди, временно нужные тем, кто борется за власть, для легализации своей возможности влиять на людей и территории, продвигая свои интересы. Так же и в случае с аудиторией любого СМИ или паблика. Эти люди просто кому-то нужны временно, чтобы сформировать "мнение масс", нужное для легализации или признания своего влияния.

Страх - очень сильное ощущение. Он, как ничто другое, сильно действует на людей, заставляя их что-то делать. Как правило, отключая логику и созидательные процессы.

Почему страх так влияет на людей?

Страх может быть разным. Но в большинстве случаев он сводится к боязни что-либо потерять. Например, жизнь, деньги, возможности, покой и т.п.

Кровь, грязь, смерть и разрушения продаются намного лучше и дороже, чем что-либо другое. И проникают глубже в сознание, меняя людей. При этом, люди готовы их потреблять бесплатно. Только из-за страха.

Многие готовы поделиться страшной картинкой. Это же так легко! Плохие и страшные новости "заходят" в аудиторию намного проще, чем хорошие и созидательные. За раскрутку хороших надо платить. В то же время, раскрутить треш можно на одном лишь страхе.

И когда это происходит, люди становятся похожими на обезьян, завороженно смотрящих на удава Каа. Маркетологам и SMM-специалистам ничего не стоит заставить людей бояться. Влиять на людей в сетях с помощью страха - это самое простое из возможного.

Главное - запостить картинку пострашнее. И написать большими буквами, поставив тысячу восклицательных знаков: ШОК!!!!! И сразу люди начнут кликать и читать. Читать и бояться. Бояться и делиться. Сея панику и пугаясь еще больше. Адреналин - он такой. Он отключает мозг.

  • ШОК!!! Водители Uber обманывают пассажиров!
  • ШОК!!!! Водитель Uber врезался в остановку! Смотреть всем! Перепост!
  • ШОК!!! Uber снова убивает! Новые жертвы обкуренных водителей!

Таких заголовков за крайние полгода была уже куча. Сейчас опять обострение.

А кому это надо?

Задайте себе вопрос: кому надо постить разный треш? В частности, треш об Uber.

Когда чего-то не понимаешь, нужно просить себя: кому это выгодно? Не знаешь сам - спроси других.

Просто так SMM-команды не будут разжигать в людях ненависть к какому-то продукту, услуге или компании. Бесплатно никто не работает. У них есть вполне конкретная цель. Конечная цель - это всегда деньги или влияние. Один из способов достижения этого - страх.

И не надо меня обвинять в защите Uber. Это происходит в абсолютно разных сферах и с очень разными продуктами. Люди точно так же ругают Amazon - один из крупнейших маркетплейсов мира. Всё происходит точно по такой же схеме. Через страх. Люди тоннами потребляют трешевый контент. Они сами хотят и ждут, чтобы им было страшно. И инициативное меньшинство людей очень умело этим пользуется. Использует адреналиновую зависимость.

Конечно, страх - это не единственная причина что-либо говорить, писать или постить. Некоторые люди иногда просто ищут виноватых вокруг. Они привыкли так жить. Убер в качестве мишени неплохо подходит. Его удобно ругать. Поругал Убер - получил +100 к чему-то там. И сразу стал успешнее, счастливее, удовлетвореннее. Благое дело сделал: зашел в фейсбук, предупредил всех об опасности, которую несет в себе мировой стартап, меняющий системы логистики во многих странах. Удовлетворенно проследовал на диван.

Убер удобно ругать за отсутствие лицензий, за "незаконность", за то, что "это не такси", за то, что у них "какие-то долбонутые правила", за то, что "меня не подождали", за то, что "водители-наркоманы", за то, что "они не дают работать нормальным таксистам" и еще за кучу всяких "если" и "что".

Но мало кто видит, за что Uber можно похвалить. И лишь совсем единицы видят новые возможности, создаваемые Uber.

К слову, да. Uber меняет рынок. Это как раз то, что вызывает восхищение. Но эти изменения пугают многих. Ведь большинство людей всегда пассивно. И сопротивляется изменениям. Так как боится их. Отсюда и крики с визгами. Отсюда и трешевые фотки. И посты с заголовками "ШОК".

А потом - поход в пиар-агентство с просьбой забанить, забить, заплевать и загадить тех, кто так противен и неугоден. Но за всем этим - только деньги и влияние. Больше ничего.