После поста в нашей группе Facebook о том, что Uber якобы не применяет к поездкам повышенные тарифы в пиковое время, о чем компания объявила в своем блоге здесь, мы провели некоторое исследование. Изучали платежные ведомости и транспортные накладные, которые присылали водители. Всего пришло около полутора десятков запросов на эту тему.

Предыстория простая: в транспортных накладных были отображены БАЗОВЫЕ тарифы вместо повышенных. Именно это смущало водителей. В результате исследования я склонен считать, что реально к поездкам применился действительный актуальный (повышенный) тариф, но в транспортных накладных по каким-то причинам отображается обычный базовый. То есть, по факту тариф повышенный, а в электронной квитанции - обычный. Что на стоимости не отобразилось.

Есть один нюанс: маскируются такие случаи под одно неочевидное правило Uber. Это правило касается расчетной и классической моделей определения стоимости. Те поездки, в которых водители считали, что не получили полную справедливую стоимость с учетом повышенных тарифов, при пересчете оказывались случаями, когда повышенные тарифы были применены, но была использована расчетная модель определения стоимости. Но в этих поездках время или расстояние несколько отличалось от обычного прогнозируемого. Uber, в свою очередь, не посчитал такие отклонения значительными. Поэтому водителям показалось, что были применены неправильные тарифы.

В то же время, после проверки ведомостей некоторых водителей оказывалось, что тариф был на 8-20 грн. завышен по сравнению с тем, который должен был получиться даже при использовании повышенных тарифов.

В качестве примера приведу один из случаев рассмотрения обращения водителя:

Как видим, в квитанции вместо повышенных указаны базовые тарифы. Но мы посчитаем поездку по ПОВЫШЕННЫМ ПИКОВЫМ тарифам, которые действовали с 8 утра до 10 утра:

28.80 + 51.5 x 1.3 + 5.2 x 10.91 = 28.8 + 66.95 + 56.73 = 152.48

Фактический же тариф был 128.77.

Вот что я увидел в ведомости:

Думаю, применилась именно рассчетная модель определения предварительной стоимости. В ряде подобных случаев Саппорт Uber именно так и ответил. А в таких случаях тариф для пассажира формируется с учетом среднего расстояния/времени, которое обычно необходимо, чтобы выполнить поездку по указанному адресу из точки подачи.

Этот тариф не подлежит изменению, кроме тех случаев, когда фактическое расстояние и время, затраченное на поездку, СУЩЕСТВЕННО отличаются от ПРОГНОЗИРУЕМЫХ системой. Исходя из практики, СУЩЕСТВЕННО - это примерно на 25% и более. Если отклонение НЕСУЩЕСТВЕННОЕ (менее 25%, хотя у меня нет абсолютно точных цифр - они могут быть плавающими, это лишь предположение, основанное на наблюдении), то расчетный тариф НЕ ПОМЕНЯЕТСЯ.

Из этого исключения есть еще одно исключение. Тариф изменится в каждом случае, если ПОСЛЕ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ ЗАКАЗА пассажир добавит дополнительную остановку в пути. Тогда будет применена модель определения стоимости по фактически затраченному времени и пройденному расстоянию. Поменяется ли расчетный тариф, если конечный адрес пару раз поменяет водитель, я точно не знаю. Однозначных данных у меня не получилось раздобыть. Тут нужно больше экспериментировать.

Итак, вернемся к указанной поездке и ее стоимости.

Поездка с ул. Михаила Ломоносова, 60А на ул. Жилянскую, 75. Киев.

Есть два основных маршрута, которые обычно выбирают водители в таком случае:

Первый - через Максимовича, Кайсарова, Лобановского, Народную, Соломенскую, Липковского. Это 10.3 км и около 32-35 минут, с учетом вечной тянучки на Лобановского, и если нет уж совсем жутких случайных пробок еще где-нибудь.

Второй - через Голосеевский проспект и Большую Васильковскую. Это чуть дальше. Около 11.8 км. Но тоже около 35 минут.

Вероятно, при определении тарифа для пассажира система учитывала какой-то из этих маршрутов.

У водителя получилось дольше: 51.5 минута. Вероятно, из-за неудачно возникших пробок. Эти 15-16 минут разницы как раз и могут стоить около 17-20 грн., которых не хватает в тарифе.

Но, к сожалению, так совпало, что 20 грн. разницы по сравнению с расчетным тарифом 127.77 - это меньше 20% и такое изменение тарифа Uber может не посчитать существенным. А поэтому может и не согласиться на пересчет тарифа и компенсацию. Хотя попробовать написать в Саппорт можно. И реально примерно в половине случаев это удается.

Вроде, разобрались. И в ходе моего длинного объяснения у многих мог остаться осадочек. Вполне понятная мысль: "А почему это я должен недополучать свои деньги?!" И было бы действительно справедливо. Если бы не обратная (и очень приятная) сторона медали. Uber частенько формирует тариф, который по факту выше, чем тот, который должен был бы получиться при расчетной модели. И получается так, что -15 грн. на одной поездке компенсируется переплатами по другим поездкам.

В данном случае я просто взял и посчитал следующую поездку этого же водителя:

Если посчитать стоимость по времени и расстоянию с учетом повышенных тарифов, то должно было получиться так: (34.5 + 1.5 х 19.5 + 5.30 х 4.89) х 1.3 = (34.5 + 29.25 + 25.92) х 1.3 = 116.57

Водитель должен был получить 87.43

Но фактический тариф в этой же поездке составил 129.10. А водитель получил 96.82. То есть, на 9.39 грн. больше, чем нужно было бы, исходя из расчетного тарифа.

Вот такая вот математика.

По моим наблюдениям переплат обычно бывает чуть больше, чем недоплат. Пассажиры при формировании стоимости часто не замечают эту разницу в 5-10 грн. Водителям тоже заметить недоплату намного проще, чем переплату. Конечно, проверять стоимость поездок стоит. Хотя бы на предмет корректировок по инициативе пассажиров. Но если брать в целом, то думаю, опытные водители Uber со мной согласятся: недоплата в одной поездке всегда компенсируется переплатой в другой.