Угрозы. Паника. Запугивание. Непонимание. Вот с чем столкнулись некоторые водители. После введения прямых выплат Uber. Странно. Ведь их многие так хотели и так ждали. Многие считали партнерскую комиссию необоснованной. Как итог - в Uber придумали, разработали и запустили систему прямых выплат. Вроде бы, сделали хорошо. Но искать "зраду" - у нас в крови.

Водители почему-то заговорили о "дырах в бюджете", которые государство вдруг решит закрыть. И как раз почему-то именно за счет этих самых водителей.

Первое: давайте договоримся

Перед тем, как читать дальше нужно сделать очень важную вещь: вдохнуть, выдохнуть и расслабиться. Это важное условие, иначе информация Вам "не зайдет")

Кто вообще может пугать водителей?

  • Партнеры, теряющие доход в виде комиссии
  • Конкуренты - альтернативные площадки (в меньшей степени, ведь у них уже давно аналогичная система выплат)
  • Просто сами водители, забывшие, что они - водители-профессионалы, а не бухгалтеры, аудиторы и юристы

Друзья, давайте каждый будет заниматься тем, чем лучше всего умеет. И держать фокус своего внимания именно на своем занятии. По моему очень четкому убеждению водителю не нужно разбираться в политике лучше политиков. И в экономике лучше экономистов. Вовсе не обязательно знать, кто чей кум в Раде, сколько денег выделено или украдено при строительстве Дарницкого моста или при покраске китайских фонарей в Мариинском парке. Ведь как только водитель начинает разбираться в этих вопросах, он перестает быть водителем.

Знание или домыслы об этом ведь не сделают водителя бОльшим профессионалом, чем он уже является. И не добавят денег в жизни. А вот стресса и неудовлетворенности - точно добавят.

Водителю гораздо полезнее знать такие важные вещи о своей работе, как например: лучшие маршруты, секретные или забытые проезды через сквозные дворы, экономящие пару километров стояния в пробках, классные стоящие места для рекомендации туристам и гостям города (это, кстати, может увеличить чаевые в 10-20 раз), технические нюансы по своим автомобилям, а также вопросы налогообложения своего заработка.

Теперь о прямых выплатах по сути

Для начала скажу, что не всё так плохо, как многие себе придумали. А на самом деле даже лучше, чем было и чем ожидалось.

Я попытаюсь говорить очень коротко и максимально просто. Не вдаваясь в тончайшие юридические нюансы, которые, конечно же, могут возникать индивидуально у каждого. Но я постараюсь ответить на возникающие вопросы и озвучить простую позицию, чтобы Вы сами могли решить: стоит чего-то бояться или нет.

Кто фактически перечисляет деньги на карты водителей при прямых выплатах?

Водители получают деньги фактически не от Uber, а от платежной системы Payoneer. В случае с Payoneer мы видим следующее целевое назначение при зачислении: "Зарахування переказу на карту Payout to bank account". Такое целевое назначение не позволяет идентифицировать зачисление как доход от поездок в Uber. Кстати, с примерно таким же целевым назначением и аналогичным способом я получаю оплату роялти за использование своих фото и видео при продаже их за пределами Украины.

Каким образом налоговая может узнать о деньгах, которые Вы получили на карту?

Таких возможностей всего три:

  • При подаче водителем в налоговую ежегодной декларации об имущественном состоянии и доходах. Подается она обычно до 1 мая года, следующего за годом, в котором был получен доход.
  • При подаче отчета в налоговую лицом (юридическим лицом или ФЛП), которые пополнили карту водителя на каком-либо основании (зарплата, дивиденды, займ, помощь и т.п.). Но так очень давно никто не делает. Хотя уникумы всё еще могут быть. Uber и Payoneer не являются резидентами Украины и не подают каких-либо отчетов в налоговую Украины.
  • По решению суда. Налоговая может увидеть движение средств по карте лишь по решению суда. Разговоры о том, что Приват - "государственный" банк, это разговоры в пользу бедных. Ни один налоговый инспектор не может получить информацию о движении средств по карточным счетам физического лица без решения суда. А чтобы его получить, нужны очень веские основания. За копейки в виде 2-20 тыс. грн. налогов налоговая вряд ли будет тратить свои ресурсы на то, чтобы "отстреливать" одиноких водителей. У них есть чем заниматься.

Таким образом, если водитель сам не подаст в налоговую декларацию о своем доходе (или подаст с ошибочно заполненными данными), то у налоговой не будет какой-либо реальной информации о доходах. И, кстати, не будет оснований провести какую-либо проверку вплоть до наступления срока подачи налоговой декларации (а это май 2021 года).

Какими могут быть налоговые последствия получения прямой выплаты?

  • Если подать декларацию и написать там, что заработали миллион, то надо будет заплатить налог с миллиона.
  • Если не подать декларацию или не написать в ней о своем миллионе, то, соответственно, не надо будет платить налог с миллиона. Вплоть до проведения документальной проверки. Но для этого должно возникнуть серьезное основание. И у налоговой явно есть дела поважнее, чем искать водителя, получившего на карту 20-30 тысяч грн. за полгода. Смело умножьте эти же цифры на 10 - результат будет тем же.

Кстати, максимальный штраф за отсутствие поданной декларации или за неправильно указанные данные - поистине гигантский: 136 грн. Сделано для чиновников, любящих "допускать ошибки" при заполнении декларации. Но чем водители хуже? Можно пользоваться.

Итог

Отвечая на вопрос "Надо ли платить налоги", скажу: надо. Но может ли кто-то в текущих условиях заставить водителей это делать - вряд ли. И водители этого как не делают сейчас, так и не будут делать в дальнейшем. До приведения рынка к новым нормам, которых еще пока нет.

Очень важно четко понимать, что сама по себе прямая выплата никак не отличается от выплаты, которую сейчас получает большинство водителей. Вот вообще никак. Даже без перехода на прямые выплаты у каждого водителя существует обязательство подавать ежегодную декларацию о прибыли. И оплачивать 19.5% от полученных доходов. Но ведь этого и сейчас никто не делает. И после перехода на прямые выплаты ничего не меняется. Единственная разница - лишь в том, что при прямых выплатах водитель в данный момент может экономить на комиссии партнера. Но получать ее можно лишь на личную карту Приват. Пока так. В дальнейшем, надеюсь, добавятся и другие банки.

В общем, без паники. Просто помните, кому выгодна паника. Быть добру.