Одна из вещей, которыми мне нравится Uber, это то, что его систему не понимают и не воспринимают многие таксисты. Именно таксисты. То есть, люди, считающие перевозку пассажиров по заказу или от бордюра своей работой. Люди, познавшие Дзен в такси.

Я часто вижу в разных обсуждениях на разных интернет-площадках вот такие вот содержательные высказывания:

"Убер - это лохотрон". "Убер - это отстой". Ну и в подобном духе. Тезисы всегда одинаково заточены. Да и обоснование этих тезисов примерно одинаковое. Ведь в доказательство тезисов приводятся примерно такие истории: "Я откатал целый день в Убер, куда ехать - не видно, какая цена - не видно. Надо кататься за безнал. Убер - отстой."

Подумать только! Откатал целый день! Вау! Сразу вспоминается анекдот:

Как ты относишься к Паваротти?

- Вот знаешь, мне Паваротти совсем не нравится: картавит, в ноты не попадает...

- О, ты был на концерте Паваротти?

- Нет, мне Рабинович по телефону напел...

А в то же время, чтобы начать более-менее понимать систему работы в Uber, мне понадобилось сначала откатать три или четыре сотни поездок, учась на своих же ошибках. Кстати, именно по этой причине и появился Uber Форум - место, где можно делиться опытом и можно этот опыт свободно получать. Но это я, а то - гуру такси. Один день, беглый взгляд - и всё сразу ясно.

А между тем, налички в Убер - около половины от общей суммы. Я бы сказал, от 40 до 60%. Зависит от города, дня, места, времени и т.п. Но это лирика. Сокрытие конечного адреса - это и есть фишка системы. Ведь надо помнить, что ключевая ценность системы - ее стабильность именно для пассажира. Поэтому практика сокрытия адреса работает во всем мире. Кроме, разве что, Харькова))) Но тут отдельная история. Пилотный проект, работающий через пень-колоду. Но все же: харьковчане могут посмотреть адрес назначения. И могут отменить поездку, если не очень понравится. Конечно, я не могу знать обо всех странах. Но там, где был и о чем слышал, адрес назначения скрыт. И, думаю, это правильно.

Другое (но очень похожее) доказательство тезиса "Убер - фуфло" - это великолепная математика таксистов. Исключительно точная наука, надо сказать. Ведь кто еще, если не таксисты, умеет так точно и скрупулезно считать деньги? Так вот: вся математика сводится к простому: "25% забирает Убер, еще 10% забирает партнер. Итого, -35% от кассы - так нигде не "дерут".

Ок. В этом месте - тройное ха-ха. И дальше можно не читать. Особенно тем, кто покатался день и всё обо всех узнал и понял. Никогда и никому не доказываю ничего. Не вижу смысла разубеждать. Это неблагодарное занятие. Тем более, что считать надо именно километры и деньги, а не проценты. Хотя их-то как раз тоже посчитаем сейчас.

Уже где-то недели три в Днепре, Харькове и Одессе проскакивают не очень обычные ситуации с этими самыми процентами. Давайте пронаблюдаем на примере недельного заработка троих водителей:

Водитель 1

  • Заработок по тарифам: 7717.23
  • Заработок после вычета 25% комиссии Uber: 5579.03
  • Заработанный бонус: 1875.00
  • Общий заработок с бонусом: 7454.03
  • Комиссия Uber Форум (4.9% от фактического заработка водителя): 365.25
  • Итоговый заработок водителя: 7088.78

Итого, реальный размер всех комиссий от того, что заплатили пассажиры, составил всего 8.14%. Уже не 35%, правда?

Водитель 2

  • Заработок по тарифам: 8686.35
  • Заработок после вычета 25% комиссии Uber: 6544.64
  • Заработанный бонус: 2500
  • Общий заработок с бонусом: 9044.64
  • Комиссия Uber Форум (4.9% от фактического заработка водителя): 443.19
  • Итоговый заработок водителя: 8601.45

Итого, реальный размер всех комиссий от того, что заплатили пассажиры, составил всего 0.98%. Меньше процента.

Водитель 3

  • Заработок по тарифам: 6374.74
  • Заработок после вычета 25% комиссии Uber: 4817.19
  • Заработанный бонус: 1875.00
  • Общий заработок с бонусом: 6692.19
  • Комиссия Uber Форум (4.9% от фактического заработка водителя): 327.92
  • Итоговый заработок водителя: 6364.27

Итого, реальный размер всех комиссий от того, что заплатили пассажиры, составил всего 0.16%. Только вдумайтесь в эту цифру!

Понятно, конечно, что так будет не у всех и не всегда. Система не может постоянно отдавать бонусы, которые будут выше полученной прибыли. Но периодически так бывает. И люди, которые эти бонусы заработали, не ныли о том, что система глупа и несправедлива (хотя и так бывает), а поймали момент и заработали неплохие деньги. И ловят его, кстати, и дальше. Убер генерит заказы и нуждается в водителях, которые эти заказы будут выполнять. Иногда системе выгоднее ситуативно потерять, чтобы в перспективе стратегически приобрести. И это как раз та ситуация, в которой 2+2 не будет 4. Вопреки чьему-то там желанию. Но понять это дано не всем.